Top.Mail.Ru

Статья. "Русские изразцы".

Русские изразцы

Русские изразцы.

отрывок из книги Ю. М. Овсянникова “Русские изразцы”

ИЗРАЗЕЦ — СЛОВО ИСКОННО РУССКОЕ. ПРОИЗОШЛО оно от древнего „образец” (именно так называли до конца XVII века керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях). “Образить“ — обработать, придать красивый вид, украсить, а так как для декоративного убранства зданий изготовляли сотни и тысячи одинаковых керамических украшений, то и слово образец” приобрело со временем новый смысл: „модель”, „лекало”, то есть вещь, по размеру и подобию которой следует создавать все остальные (характерно, что в некоторых среднерусских областных говорах вместо терминов „модель” и „лекало” еще в XIX веке сплошь и рядом употребляли слово „израз”).

Как правило, изразец походил на коробку из обожженной глины, только без крышки. Стенки коробки, необходимые для крепления изразца в стене, называли румпой. На лицевую сторону дна коробки наносили рисованный или рельефный узор, а сверху его очень часто покрывали цветной прозрачной стекловидной поливой — глазурью или непрозрачной — эмалью.
Увлечение Петра I голландской и немецкой культурой породило в XVIII веке еще одно название изразцов — „кафли”, или „кахли”. („Kachel” — так в просторечии называли в XV—XVI веках на юге Германии глиняные миски и плошки.) Этот термин изредка употреблялся даже в XIX и XX веках, правда только для гладких белых, нераскрашенных изразцов.

Изразец конец 15 в. Чехия

Изразец конец 15 в. Чехия

Первые европейские изразцы.

Впервые изразцы появились в конце XIV—начале XV века на юге Европы и уже оттуда через немецкие княжества, через Польшу и Прибалтику перекочевали к нам в Россию. Но в данном случае мы говорим именно об изразцах, а само по себе искусство архитектурной керамики насчитывало к XV столетию почти трех тысячелетнюю историю. По свидетельству археологов, родиной декоративных плиток из обожженной глины, покрытых цветной глазурью, следует считать древнейшие города Египта, Ассирии и Вавилонии. К концу первого тысячелетия нашей эры цветные керамические плитки широко использовались в архитектуре Северной Африки. Ближнего и Среднего Востока, Испании, Италии, Византии и Балканских стран. Именно от мастеров Константинополя и гончаров Болгарии это своеобразное искусство стало известно в конце XI века на Руси.
изразцовая печи 15в. Тироль.

изразцовая печь 14-15 в. Тироль

Изразцы на Руси.

При раскопках древнего Киева, Чернигова, Владимира, Ростова Великого, Смоленска, Галича и других старинных русских городов среди фундаментов XI—XIII веков археологи обнаружили десятки и сотни цветных керамических плиток с орнаментальным узором или с изображениями мифологических животных. А в Киеве при раскопках В. В. Хвойко в 1907—1908 годах и В. А. Богусевича в 1949—1951 годах были даже открыты две древние гончарные мастерские, где создавалась первая русская архитектурная керамика. Тщательное изучение чудом сохранившихся инструментов и анализ застывших в литейных формах глазурей и эмалей позволили раскрыть секреты работы древнерусских мастеров — секреты, значительно отличавшиеся от профессиональных тайн византийских и болгарских гончаров. Характерно, что различия прослеживаются не только в самой технологии изготовления плиток, но и в выборе их цветовой гаммы, а главное, в принципах использования керамики для украшения зданий внутри и снаружи. Как правило, русские мастера отдавали предпочтение коричневым, желтым и зеленым оттенкам, пренебрегая красными и синими. Делали они это, видимо, преднамеренно: „Отсутствие красного и синего цветов в наборе майоликовых полов как нельзя лучше подчеркивало красные и синие тона в одеждах людей, изображавшихся на фресках, в чем, может быть, тоже был тонкий декоративный расчет”. К сожалению, нам сегодня довольно трудно ясно представить себе, как смотрелись семьсот или восемьсот лет назад удивительные по своей красоте каменные дворцы и храмы, чьи стены украшали нарядные керамические вставки, а полы были выложены разноцветными и разнофигурными плитками. Разве что поможет нашему воображению небольшая церковь Бориса и Глеба в Коложе — предместье древнего Гродно. За восемь с половиной столетий этот своеобразный памятник архитектуры северо-западной Руси пережил нашествия татар, ливонских рыцарей, поляков, многочисленные войны и тем не менее сумел сохранить очарование своей первоначальной красоты.

Изразцы на церкви в Коложе.

Церковь сложена из плоского кирпича-плинфы, на приготовление которого шла местная желтая глина. В кирпичную кладку, не прикрытую побелкой, в строго продуманном порядке вставлены отесанные гранитные валуны и цветная керамика. На фоне оранжевой стены с тонкими белыми прожилками известковых швов искрились и сверкали на солнце буро-красные гранитные валуны и желтые, зеленые, коричневые разнофасонные плитки, уложенные крестами. Издали все напоминало огромное ювелирное украшение, исполненное талантливым мастером с  большим вкусом и тактом.
Русский изразец начало 17 в.

Русский изразец начало 17 в.

Однако следует заметить, что церковь в Коложе стоит несколько особняком в общем ряду известных нам памятников традиционного древнерусского зодчества. И выделяется она в первую очередь своим наружным декоративным убранством — сочетанием гранита и керамических плиток. Неизвестный нам зодчий явно нарушил византийско-славянские каноны. Вместо традиционного керамического фриза и керамических вставок по контуру закомар или ложных арок гродненский мастер смело использует всю плоскость стены. Причем использует по-своему, самобытно, не следуя ни западным образцам, ни примеру склонного к пышности и яркости Востока, где дворцы и мечети были сплошь „закованы“в цветастую броню из радужных керамических плиток. Древнерусский мастер вводит цветные пятна в архитектуру очень бережно и соразмерно. Он всячески стремится подчеркнуть массивность и монументальность всего строения, используя как элемент украшения даже узор кирпичной кладки.И, пожалуй, самое интересное, что эта „одинокая и непонятная” церковь, как писал о ней крупнейший исследователь древнерусской архитектуры Н. Н. Воронин, послужила в отдельных деталях образцом для будущих поколений зодчих. Так, впервые найденные в Гродно принципы керамического убранства нашли свое продолжение и дальнейшее развитие через четыре с лишним столетия в архитектуре Москвы, а через пять с лишним веков в богато изукрашенных храмах купеческого Ярославля.

Изразцы – часть истории.

Сейчас трудно себе представить, как развивалось бы искусство отечественной архитектурной керамики, не случись на Руси страшного,все уничтожающего бедствия — татаро-монгольского нашествия. Сравнивая это иноземное иго с владычеством мавров в Испании, А. С. Пушкин с горечью отмечал, что „татары не принесли нам ни алгебры, ни Аристотеля.  Разрушив многие ценнейшие памятники славянской культуры, дикие восточные кочевники отгородили Русь от взаимодействия с культурой Западной Европы, не принеся вместе с тем утонченного вкуса Средней Азии. Три тяжких века боролась Русь за сохранение своей национальной самобытности. И естественно, что в эту тяжелую годину не до цветной декоративной керамики было русским зодчим и гончарам. Лишь в самом конце XV века она появляется вновь. На этот раз уже в виде настоящих изразцов, а не керамических плиток с разноцветными узорами. В Пскове, на берегу реки Великой, стоит на пригорке церковь святого Георгия, прозванная в народе Георгием на Взвозе. Сооружена она в 1494 году. На белом барабане почти под самым куполом блестит на солнце пояс из четырнадцати зеленых керамических прямоугольников 18 х 38 см каждый. Для прочного крепления в каменной стене на тыльной стороне каждой плитки имеются два коротких отростка-шпенька, прообраз будущей коробки — румпы. Подобные шпеньки встречаются у изразцов XV века Южной Германии и Чехии. И это, пожалуй, единственная деталь, которая роднит первые глазурованные русские изразцы с западноевропейскими

Развитие изразцового искусства в Европе.

К XV веку Европа уже почти не применяла керамики для наружного украшения зданий — в основном она предназначалась только для облицовки разнообразных и затейливых по форме печей. Это определяло и внешний облик плиток и изразцов: их делали квадратными, круглыми, вытянутыми кверху, с углублениями различной формы.
Говоря о чисто самостоятельных формах и размерах псковских изразцов, следует заметить, что Россия в эпоху татаро-монгольского ига как бы „перескочила* через один этап общеевропейского развития архитектурной керамики: у нас никогда и нигде не делали так называемых миско- или плошкообразных изразцов, напоминавших своим видом блюдце или миску иногда с загнутыми по четырем сторонам краями и с отростком сзади для крепления в стене. А подобные изразцы во множестве встречаются, начиная с XII века, в Болгарии, на севере Италии, в Чехии и Южной Германии, Польше (в Западной Европе они перестали существовать уже в XV столетии, а в Болгарии, Польше, Прибалтике и Западной Белоруссии их можно было встретить даже в конце XIX века).

Изразцовая печь 16 в. Германия.

Изразцовая печь 16 в. Германия.