Статья. "Русские изразцы-2".

Русские изразцы

Русские изразцы (продолжение).

отрывок из книги Ю. М. Овсянникова “Русские изразцы”

Изразцы на Руси.

При раскопках древнего Киева, Чернигова, Владимира, Ростова Великого, Смоленска, Галича и других старинных русских городов среди фундаментов XI—XIII веков археологи обнаружили десятки и сотни цветных керамических плиток с орнаментальным узором или с изображениями мифологических животных. А в Киеве при раскопках В. В. Хвойко в 1907—1908 годах и В. А. Богусевича в 1949—1951 годах были даже открыты две древние гончарные мастерские, где создавалась первая русская архитектурная керамика. Тщательное изучение чудом сохранившихся инструментов и анализ застывших в литейных формах глазурей и эмалей позволили раскрыть секреты работы древнерусских мастеров — секреты, значительно отличавшиеся от профессиональных тайн византийских и болгарских гончаров. Характерно, что различия прослеживаются не только в самой технологии изготовления плиток, но и в выборе их цветовой гаммы, а главное, в принципах использования керамики для украшения зданий внутри и снаружи. Как правило, русские мастера отдавали предпочтение коричневым, желтым и зеленым оттенкам, пренебрегая красными и синими. Делали они это, видимо, преднамеренно: „Отсутствие красного и синего цветов в наборе майоликовых полов как нельзя лучше подчеркивало красные и синие тона в одеждах людей, изображавшихся на фресках, в чем, может быть, тоже был тонкий декоративный расчет”. К сожалению, нам сегодня довольно трудно ясно представить себе, как смотрелись семьсот или восемьсот лет назад удивительные по своей красоте каменные дворцы и храмы, чьи стены украшали нарядные керамические вставки, а полы были выложены разноцветными и разнофигурными плитками. Разве что поможет нашему воображению небольшая церковь Бориса и Глеба в Коложе — предместье древнего Гродно. За восемь с половиной столетий этот своеобразный памятник архитектуры северо-западной Руси пережил нашествия татар, ливонских рыцарей, поляков, многочисленные войны и тем не менее сумел сохранить очарование своей первоначальной красоты.

Изразцы на церкви в Коложе.

Церковь сложена из плоского кирпича-плинфы, на приготовление которого шла местная желтая глина. В кирпичную кладку, не прикрытую побелкой, в строго продуманном порядке вставлены отесанные гранитные валуны и цветная керамика. На фоне оранжевой стены с тонкими белыми прожилками известковых швов искрились и сверкали на солнце буро-красные гранитные валуны и желтые, зеленые, коричневые разнофасонные плитки, уложенные крестами. Издали все напоминало огромное ювелирное украшение, исполненное талантливым мастером с  большим вкусом и тактом.
Русский изразец начало 17 в.

Русский изразец начало 17 в.

Однако следует заметить, что церковь в Коложе стоит несколько особняком в общем ряду известных нам памятников традиционного древнерусского зодчества. И выделяется она в первую очередь своим наружным декоративным убранством — сочетанием гранита и керамических плиток. Неизвестный нам зодчий явно нарушил византийско-славянские каноны. Вместо традиционного керамического фриза и керамических вставок по контуру закомар или ложных арок гродненский мастер смело использует всю плоскость стены. Причем использует по-своему, самобытно, не следуя ни западным образцам, ни примеру склонного к пышности и яркости Востока, где дворцы и мечети были сплошь „закованы“в цветастую броню из радужных керамических плиток. Древнерусский мастер вводит цветные пятна в архитектуру очень бережно и соразмерно. Он всячески стремится подчеркнуть массивность и монументальность всего строения, используя как элемент украшения даже узор кирпичной кладки.И, пожалуй, самое интересное, что эта „одинокая и непонятная” церковь, как писал о ней крупнейший исследователь древнерусской архитектуры Н. Н. Воронин, послужила в отдельных деталях образцом для будущих поколений зодчих. Так, впервые найденные в Гродно принципы керамического убранства нашли свое продолжение и дальнейшее развитие через четыре с лишним столетия в архитектуре Москвы, а через пять с лишним веков в богато изукрашенных храмах купеческого Ярославля.

Изразцы – часть истории.

Сейчас трудно себе представить, как развивалось бы искусство отечественной архитектурной керамики, не случись на Руси страшного,все уничтожающего бедствия — татаро-монгольского нашествия. Сравнивая это иноземное иго с владычеством мавров в Испании, А. С. Пушкин с горечью отмечал, что „татары не принесли нам ни алгебры, ни Аристотеля.  Разрушив многие ценнейшие памятники славянской культуры, дикие восточные кочевники отгородили Русь от взаимодействия с культурой Западной Европы, не принеся вместе с тем утонченного вкуса Средней Азии. Три тяжких века боролась Русь за сохранение своей национальной самобытности. И естественно, что в эту тяжелую годину не до цветной декоративной керамики было русским зодчим и гончарам. Лишь в самом конце XV века она появляется вновь. На этот раз уже в виде настоящих изразцов, а не керамических плиток с разноцветными узорами. В Пскове, на берегу реки Великой, стоит на пригорке церковь святого Георгия, прозванная в народе Георгием на Взвозе. Сооружена она в 1494 году. На белом барабане почти под самым куполом блестит на солнце пояс из четырнадцати зеленых керамических прямоугольников 18 х 38 см каждый. Для прочного крепления в каменной стене на тыльной стороне каждой плитки имеются два коротких отростка-шпенька, прообраз будущей коробки — румпы. Подобные шпеньки встречаются у изразцов XV века Южной Германии и Чехии. И это, пожалуй, единственная деталь, которая роднит первые глазурованные русские изразцы с западноевропейскими

Развитие изразцового искусства в Европе.

К XV веку Европа уже почти не применяла керамики для наружного украшения зданий — в основном она предназначалась только для облицовки разнообразных и затейливых по форме печей. Это определяло и внешний облик плиток и изразцов: их делали квадратными, круглыми, вытянутыми кверху, с углублениями различной формы.
Говоря о чисто самостоятельных формах и размерах псковских изразцов, следует заметить, что Россия в эпоху татаро-монгольского ига как бы „перескочила* через один этап общеевропейского развития архитектурной керамики: у нас никогда и нигде не делали так называемых миско- или плошкообразных изразцов, напоминавших своим видом блюдце или миску иногда с загнутыми по четырем сторонам краями и с отростком сзади для крепления в стене. А подобные изразцы во множестве встречаются, начиная с XII века, в Болгарии, на севере Италии, в Чехии и Южной Германии, Польше (в Западной Европе они перестали существовать уже в XV столетии, а в Болгарии, Польше, Прибалтике и Западной Белоруссии их можно было встретить даже в конце XIX века).

Изразцовая печь 16 в. Германия.

Изразцовая печь 16 в. Германия.

Русские изразцы. Тенденции.

Кто же познакомил строителей и гончаров Пскова с секретами изготовления первых русских изразцов для церкви Георгия на Взвозе? По сей день это остается загадкой. Но можно лишь с уверенностью сказать, что русские мастера приложили немало усилий для перелицовки иноземной новинки на свой отечественный лад. Рельефный рисунок на изразце чисто русского, точнее, даже местного, псковского происхождения. В центре изображен кентавр, который до начала XIV века был гербом Пскова. Внизу в медальонах — фантастические птицы и барсы (барс после приезда в 1327 году во Псков тверского князя Александра заменил в гербе кентавра). По краям изразца — фигуры мрачных длиннобородых старцев. Видимо, есть в этих рисунках-символах какой-то еще не расшифрованный смысл. Если подробно и обстоятельно рассказывать историю отечественной архитектурной керамики, то, конечно, следует поведать и о появлении на куполах многих храмов зеленой глазурованной черепицы местного производства, и об уникальных керамических надгробных плитах XVI века в Псково-Печерском монастыре, и о терракотовых плитах без глазури с очень четким рельефным узором, заменивших каменные плиты с резьбой (секрет изготовления этих плит был завезен в конце XV столетия теми же псковичами в Москву, а оттуда уже в Углич, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри). Но цель этой статьи несколько иная. И свое внимание мы отдадим только изразцам — цветным и даже многоцветным, а также с рельефными и рисованными узорами и картинками, то есть тем изразцам, которые требовали особого вкуса и мастерства их создателей. Почти четыре столетия разделяют керамическое убранство церкви в Коложе и изразцовый пояс псковского храма. Разрыв этот понятен и объясняется в основном многими десятилетиями тяжелого татаро-монгольского ига. Следующий пробел в шесть десятилетий объяснить пока трудно. Еще не найдены связующие звенья между керамикой псковской церкви Георгия на Взвозе и первыми цветными изразцами Москвы, созданными в пятидесятые годы XVI столетия.

Изразцы и московские церкви.

В 1555 году по приказу царя Ивана IV Грозного талантливый зодчий Постник Яковлев по прозванию Барма заложил у Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля грандиозный памятник в честь покорения Казани — собор Покрова Богородицы „что на рву“ (позднее он получил название собор Василия Блаженного). Вокруг центрального шатра поднялись восемь куполов. Храм стал похож на диковинный сказочный цветок. Даже сегодня пленяет он наше воображение многообразием форм и буйством фантазии своего талантливого создателя. В восьмидесятых годах прошлого столетия во время ремонта собора архитекторы обнаружили на центральном шатре под слоями позднейших покрасок „созвездия“ большемерных цветных русских изразцов: вокруг яркого полушария расположены вытянутые ромбы с обрезанными острыми углами. Все вместе они образуют многоугольную „звездочку“ диаметром около метра (прием, несколько схожий с керамическим убранством церкви Бориса и Глеба в предместье Гродно). Изготовлены изразцы из светлой глины и покрыты стекловидной поливой желтого, коричневого и зеленого цветов. А для крепления в стене у каждого сзади имеется специальная коробка; не штыри, как во Пскове, а именно коробка — румпа. Первая известная нам в России. Сохранились свидетельства, что подобные изразцы украшали также шатер еще одной московской церкви 1557 года — Сергия при Богоявленском монастыре в Кремле (церковь была разрушена в 1807 году). Сегодня мы можем только представить, как на фоне побеленного шатра украшением из драгоценных камней, столь любимых Иваном Г розным, смотрелись блестевшие на солнце разноцветные глазурованные русские изразцы. От этого еще наряднее, еще богаче казался только что отстроенный причудливый храм.

Русские изразцы. Загадки.

Но кто же был автором столь оригинального новшества? Почему ни шестьдесят лет до этого, ни семь десятилетий спустя нигде на Руси не встречалось подобного чуда? Ответить на эти вопросы точно нельзя. Мы можем только строить догадки и предположения. Коробка-румпа для крепления изразца в стене — явление чисто западное. Восток по-прежнему использовал глазурованные плитки. Но вместе с тем на Западе в ту пору, о которой идет речь, существовали только печные изразцы, да и то с обязательным рельефным, а подчас даже и лепным узором. И вот тут, пожалуй, самое время упомянуть о еще одной до сих пор не решенной загадке русской архитектурной керамики. Почти одновременно с московским храмом Василия Блаженного в маленькой Старице — городе, принадлежавшем сначала двоюродному брату Ивана IV, а потом и ему самому, — был построен в 1561 году собор Бориса и Глеба. Стены его украсили двумя изразцовыми иконами довольно внушительных размеров (высота 2 м и 84 см) с рельефным изображением Распятия и иконой поменьше —„Нерукотворный Спас“. На создание икон старицкого храма Бориса и Глеба пошла та же светлая глина, что и на изразцы Василия Блаженного, и покрыты они теми же цветными глазурями тех же тонов и оттенков.

Изразцовое панно в Дмитрове.

В городе Димитрове, который полюбился Ивану Грозному не меньше, чем Старица, на северной и южной стенах Успенского собора, снаружи, установлены керамические иконы Распятия, аналогичные старицким. Мало того. На южной стене собора имеется почти трехметровый изразцовый „медальон” с рельефным изображением Георгия Победоносца. Реставратор Л. Л. Клименко, занимавшийся изучением изразцовых барельефов Старицы и Димитрова, с помощью химического анализа доказал, что цветная глазурь на керамических распятиях и на барельефе Георгия одинакова по своему составу. Ни до того, ни сто лет спустя никто в России не делал больше подобных изразцовых барельефов (они появятся только во второй половине XVII столетия, да и то ненадолго).
Русские изразцы. Изразцовое панно 16в. Успенский собор в г.Дмитров

Изразцовое панно 16в. Успенский собор в г.Дмитров

Изразцовая “пауза”.

Так кто же тогда был их создателем? По одной теории, создателями барельефов была артель, прибывшая в Москву из Крыма; по другой — в Кремле, Старице и Димитрове работали южные славяне,спасшиеся от турецкого ига. Но ни в Крыму, ни в Болгарии и Сербии следов подобной керамики пока не обнаружено. Зато нам хорошо известны цветные русские изразцы XVI века с высокими рельефными изображениями человеческих фигур и животных — из Кракова, Нюрнберга, Зальцбурга, Южной Баварии.
Известны также глиняные барельефы в городах Прибалтики. Таким образом, можно предположить, что среди иноземцев, приглашенных Иваном IV к своему двору, был и талантливый художник-керамист. Однако работать ему, видимо, пришлось с русскими помощниками и строго соблюдая наставления высокопоставленных русских заказчиков. (Хорошо известен пример, когда знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиораванти вынужден был по настоянию митрополита изменить свой первоначальный план строительства Успенского собора в Кремле.)
По характеру изображений, по манере лепки фигуры святых типично русские. Они не имеют аналогий. Причем барельеф Георгия, вероятно, был исполнен первым. Он тоньше и изящнее всех. После него создавались керамические иконы для Старицы. И последними появились барельефы Димитрова. Лепка их довольно груба и примитивна. Можно предположить, что со смертью опытного „немчина“, как тогда прозывали большинство иноземцев, артель мастеров распалась, и производство цветных изразцов в России XVI века прекратилось. Вот чем, на наш взгляд, можно объяснить краткость этой любопытной главы в общей истории древнерусской архитектурной керамики.